Honda FCX Clarity – автомобиль будущего или просто эксперимент?

Уже на протяжении многих лет перед всем миром и перед автопроизводителями тоже, стоит вопрос о том как сделать промышленный и легковой автотранспорт более экологичным . И уже много лет ведутся разработки силовых агрегатов работающих на альтернативном топливе. Попытки многих автогигантов в этом направлении были весьма успешными. Так компания Honda в 2006 году на очередном автошоу анонсировала автомобиль с силовой установкой, работающей на водородных топливных элементах, произведенных компанией Honda. Этот автомобиль был назван Honda FCX Clarity, в честь его предшественника — тестового образца Honda FCX.

Компания Honda сразу же позиционировала Honda FCX Clarity как автомобиль серийного производства, но так как автомобиль нуждается в дозаправке водородом, то сложности с его эксплуатацией не позволяют войти FCX Clarity на рынок как простой бензиновый или даже гибридный автомобиль. Но в июле 2008 года компания Honda держит свое слово и начинает сдавать Honda FCX Clarity в аренду, преимущественно жителям Южной Калифорнии. В ноябре этого же года аренда Honda FCX Clarity начинает осуществляться на территории Японии. Всего компания Honda планирует реализовать за 3 года 200 таких автомобилей. Цена этой радости составила на территории США $600 в месяц, в эту же сумму входит и обслуживание автомобиля.
Такие автомобили как Honda FCX Clarity не остаются в тени, и в 2010 году это чудо инновационной автомобильной индустрии дошло и до России. Honda FCX Clarity была представлена на Московском Международном Автосалоне. А это уже весомый аргумент, чтобы познакомить российских автолюбителей с этим прекрасным автомобилем будущего поближе.

Honda FCX Clarity — гибрид или что-то другое?

Больше всего в этой статье мне бы хотелось уделить внимание силовой установке Honda FCX Clarity, а все остальной – дизайн, интерьер, подвеска – тема следующих статей. Итак теперь по порядку и обо всем. Разберем всю цепочку – от топливного элемента (водорода) до колес. Вся эта система преобразования водорода в движущую силу состоит из 6-ти элементов:

1. Резервуар для хранения водорода (Hydrogen tank) или просто топливный бак.
2. Топливная ячейка (V Flow fuel cell stack) или то, что вырабатывает ток.
3. Литий-ионная батарея (Lithium-ion battery) – или просто аккумулятор.
4. Блок управления электрическим потоком (Power Drive Unit) или просто трансмиссия.
5. Электромотор (Electric drive motor) или то, что передает крутящий момент на колеса.

Как же все это вместе работает в Honda FCX Clarity. А не так уж и сложно. Ну сразу понятно, что для начала нужно наполнить резервуар 1 водородом. Как же это сделать, это есть первая трудность эксплуатации. На территории США и Японии все понятно уже есть и строятся водородные заправочные станции. Но что еще интереснее, компания Honda предлагает с покупкой Honda FCX Clarity приобрести так же собственную домашнюю водородную заправочную станцию. Такая установка, кстати, уже 4-ого поколения может поместиться у вас в гараже или рядом с вашим домом на улице. Это чудо энергетики работает на природном газе и не только вырабатывает из него водород для заправки автомобиля, но и снабжает ваш дом теплом и электричеством. Для ориентировки такая станция может выдавать до 5 кВт для домашних нужд. Таким образом Honda FCX Clarity не только имеет нулевой выхлоп, но и позволяет сэкономить на коммунальных платежах. Нужно отметить, что водород находится в резервуаре под давлением 35 мПа, объем – 17 литров.

С заправкой все понятно, далее водород подается в топливные ячейки 2, где и происходит самое интересное. Топливная ячейка и есть инновационная часть автомобиля, а все остальное из нее вытекающее. Смысл в том, что водород ,поступая в топливный элемент с одной стороны, вступает в реакцию с атмосферным воздухом (кислородом) с другой стороны. Водород и кислород в этой реакции реагируют в воду, а выделяющаяся энергия преобразуется в электричество. Если не сказать проще. На входе водород, на выходе – электрический ток, пар и тепло.

Далее наш, постоянно вырабатываемый ток нужно собрать, что и делает литий-ионная батарея 3. Она аккумулирует электрический ток и приобретает мощность в 288 Вт. Схема дальнейшей работы более привычная и схожая с гибридными автомобилями(например как Honda Insight). Электрический ток питает блок управления мощностью 4, где происходит распределение и регулирование электрического тока в зависимости от скорости движения и запрашиваемой водителем интенсивности движения. Разница с гибридами только в том, что ток подается не только от батареи, но и напрямую из топливной ячейки которя работает в режиме non-stop. Даже правильнее будет сказать, что в первую очередь энергия подается от топливной ячейки напрямую, а если нужно внезапное ускорение, т.е. больше энергии, то выручает литий-ионная батарея и добавляет энергии. Затем цикл повторяется.

Осталось сказать, что непосредственно приводит в движение колеса электромотор 5. Мощность силовой установки составляет 100 кВт или 136 л.с.,чЧто позволяет передавать на колеса крутящий момент в 256 Нм.

Передовые технологии и инновационные разработки компании Honda позволили сократить объем и вес силовой установки Honda FCX Clarity, а эффективность работы увеличить на 30% по сравнения с предыдущим аналогом FCX. Из за меньшего объема, занимаемого силовой установкой, и эффективной компоновки агрегатов по кузову, салон стал просторнее и комфортнее. Этот автомобиль восхищает своей динамикой, и элегантным внешним видом. И уже становиться трудно найти области в которых он уступает бензиновым автомобилям. Может быть, Honda FCX Clarity станет одним из первых серийных автомобилей, которые начнут революцию в автомобилестроении.