10 советов по вождению в ночное время

Поездки ночью не настолько просты и безобидны, как может показаться сначала, особенно начинающим водителям. И хотя интенсивность движения уменьшается в десять раз, статистика говорит, что на темное время суток приходится 50% общего числа ДТП.

Вне всякого сомнения, ночью лучше, конечно, спать и не выбиваться из привычного режима и все поездки перенести на светлое время суток. Но некоторые водители считают, что ночью проще ездить, так как интенсивность движения падает и можно перемещаться быстрее и спокойнее. Но если у вас небольшой водительский стаж и нет экстренной необходимости ехать ночью, то лучше поездку отложить до светлого времени суток. Если все-таки необходимость в ночной поездке настолько остра, что ее никак нельзя перенести, воспользуйтесь нашими советами.

Первым делом, конечно же, надо подготовить автомобиль. Начните с проверки всех световых приборов и чистоты их стекол. В полном порядке должны быть стеклоочистители, зеркала заднего вида. Зимой немного проще, а вот летом во время движения о стекла разбивается огромное количество комаров, мушек, ночных бабочек. Грязное стекло не только ухудшает видимость, оно еще и рассеивает свет фар встречных автомобилей. Не стоит пытайться очистить стекла стеклоочистителем — щетки лишь размажут грязь по стеклу, ухудшив без того неважную видимость. Вода из омывателя тоже особо не поможет. Лучший вариант — остановиться и хорошо промыть лобовое стекло и фары водой, затем протереть. Стоит иметь для этих целей специальные препараты для мойки и чистки стекол.

Делая остановку на неосвещенных участках дороги или улицах, оставляйте включенными габаритные фонари. Конечно, лучше поискать специальную стоянку или съехать подальше с дороги, но уж если этого сделать нельзя — остановите машину на крайней полосе и включите аварийную сигнализацию.

Ночная езда опасна еще и потому, что водитель видит всего несколько десятков метров освещенной впереди автомобиля дороги и не может точно анализировать дорожные условия и ситуации. Хорошо отрегулированные фары (что встречается очень редко) при ближнем свете освещают дорогу на расстояние 45, при дальнем — 100 метров. Предметы попадающие в луч света, воспринимаются человеком как силуэты, без деталей. И чем выше скорость, тем расстояние отчетливой видимости уменьшается ночью вдвое — втрое по сравнению с дневным временем. Исходя из этого выдерживайте оптимальный скоростной режим. В населенных пунктах скорость движения не должна превышать 50 км/ч, на загородных трассах — 90. Ослепление водителя светом фар встречных автомобилей — одна из главных проблем ночного движения. Во время разъезда при резком переходе со света в темноту или наоборот водитель несколько мгновений практически ничего не видит, да и потом зрение восстанавливается медленно. Чтобы избежать ослепления при встречном разъезде, соблюдайте следующие правила:

— переключайтесь на ближний свет фар не позднее чем за 160-200 метров до разъезда;
— перед этим старайтесь оценивать ситуацию впереди: нет ли стоящего на проезжей части автомобиля, пешеходов, дефектов дороги и так далее;
— при разъезде смотрите не на фары встречного автомобиля, а как можно правее, в пределах разумного, конечно;
— если водитель встречного автомобиля не переходит на ближний свет — проверьте, не горит ли у вас тоже дальний (что часто бывает); если нет — короткими вспышками дальнего света дайте ему понять, что пора переключиться;
— держитесь ближе к правому краю проезжей части, выдерживая как можно больший боковой интервал до встречного транспорта;
— при подъезде к повороту по внутренней стороне дороги не забывайте первыми переключить дальний свет на ближний — свет фар встречной машины вам помех не создаст;
— приближаясь к подъему или спуску, переключитесь на ближний свет до того, как лучи фар встречного и вашего автомобилей «упрутся» друг в друга;
— возвращаться к дальнему свету можно только после того, как вы поравнялись с встречным автомобилем — переключение на 20 метров раньше может ослепить водителя;
— при сильном ослеплении включите аварийную сигнализацию и плавно остановитесь, не меняя полосы движения; в таких ситуациях не ищите спасения на обочине — там может поджидать не меньшая опасность, к которой вы не готовы.

При движении в колонне, желательно, пользуйтесь ближним светом фар, переходя на дальний только в случае крайней необходимости. Если ощущаете действие слепящих лучей едущего за вами автомобиля, помигайте стопсигналами, противотуманными фонарями, напомнив тем самым, что он тоже должен переключиться на ближний. Не переключается — дайте ему возможность обогнать вас, но не мстите, включая вслед дальний свет фар или прожектор.

Ночью обгоны более трудны, чем днем, и лучше избегать частых перестроений и маневров. Едущий впереди автомобиль кроме пассивного «поводыря» является еще и хорошим предохранителем. Водитель его, просматривая дорогу, выбирает наиболее безопасные траектории движения, первым реагирует на осложнение дорожной обстановки, уменьшая психическое и зрительное напряжение следующих за ним водителей.

Чтобы обгон не нагнетал дорожную обстановку и не привел к печальным последствиям, придерживайтесь следующего порядка:

— приближаясь к идущему впереди автомобилю, переключитесь на ближний свет фар;
— удостоверьтесь, что разметка и знаки разрешают обгон;
— оценив обстановку впереди и убедившись в безопасности маневра, включите сигнал левого поворота (ночью предупредительные сигналы особенно важны);
— выезжайте на соседнюю полосу движения, увеличивайте скорость движения, двигайтесь по этой полосе до тех пор, пока не увидите обгоняемый автомобиль в зеркале заднего вида;
— поравнявшись с обгоняемым, переключите ближний свет на дальний — ему это никак не помешает, а вам поможет лучше оценить обстановку впереди;
— возвращайтесь на свою полосу, подав сигнал правого поворота;
— вернувшись, продолжайте движение с дальним светом, если, конечно, нет встречного транспорта и нового лидера перед вами.

Отправляясь в поездку или продолжая движение ночью, четко определите маршрут. Неожиданные повороты, изменение типа покрытия и т.д., на незнакомой дороге неприятны и днем, ночью же вдвойне опасны. Особое внимание следует уделять движению на дорогах, имеющих сужение проезжей части или ограждения, поскольку в темное время суток человек воспринимает размеры объектов далеко не так точно, как днем. При движении по мостам ослепленному светом фар встречного автомобиля водителю очень трудно определить расстояние до ограждения и его габариты. В результате здесь нередки наезды на бордюр или съезд автомобиля с дороги.

Уделите осбое внимание крутым поворотам дорог, даже тем, которые имеют освещение с обеих сторон. Фонари на внутренней обочине дезориентируют водителя.

Особую бдительность следует проявить при движении в населенных пунктах вдоль бульваров, разделительных полос, остановок общественного транспорта и других мест, где высока возможность появления на дороге пешеходов. Повышенную опасность имеют для водителя и места пешеходных переходов, так как ночью пешеходы неверно определяют расстояние до едущего автомобиля и скорость его движения. Все это приводит к тому, что большая часть ДТП здесь и происходит.

То же можно сказать и про остановки общественного транспорта, у которых ночью, особенно на неосвещенных улицах, нелегко прогнозировать возможные действия пешеходов. Положение усугубляется тем, что пешеход, освещенный светом фар, твердо уверен, что хорошо виден водителю автомобиля, но это далеко не всегда не так. Например, если пешеход в темной одежде , то он становится видимым для автомобилиста всего за 25-30 метров. Это расстояние при скорости движения 60 км/ч автомобиль проезжает менее чем за две секунды — слишком мало для принятия каких-либо мер.

Верно подобрать безопасную скорость движения достаточно сложно, особенно когда вокруг горят фонари, светят окна домов и кажется, что вы едете в каком-то освещенном коридоре. Этот коридор весьма опасен, так как контраст освещенных и затемненных зон очень велик. И когда пешеход неожиданно выходит из затемненной зоны на освещенную, расстояние до него оказывается слишком малым, чтобы избежать наезда.

Что можно посоветовать начинающим водителям? Самое основное — двигаться медленнее, чем днем. Держаться дальше от затемненных зон, которые невозможно просмотреть достаточно хорошо. Нарушая правила пользования световыми приборами, иногда на несколько секунд включать дальний свет, чтобы просмотреть неосвещенное пространство.

Многие опытные водители говорят, что даже ночные поездки в ночное время не так опасны как вечерние и предрассветные сумерки — когда ночь переходит в день и наоборот. В это время видимость становится плохой, а свет фар еще или уже неэффективен. Можно какое-то время ехать с включенными только габаритными фонарями и, напрягая зрение, внимательно всматриваться в серую даль, но это — не самый лучший вариант. Оптимальное решение — остановиться на полчаса и переждать «переходный» период, уделив это время отдыху или осмотру автомобиля.