Бездорожье – тяжелые уроки для автомобилиста любого уровня

Российские дороги давно уже стали темой не только автомобильных статей, но и частушек, анекдотов, юморесок. В городе на пути машины встает перекореженный асфальт, а за его чертой автолюбителя встречают размытые дороги с глубокой колеей и лужами. Зимой к ним добавляются снежные заносы, гололед, с которыми коммунальные и дорожные службы практически не в состоянии справиться.

Как правило, обучение вождению в автошколах либо частные уроки вождения под руководством опытного автоинструктора знакомят лишь с общей методикой управления транспортным средством. А вот практические умения, конкретные навыки появляются не сразу. Для этого придется наездить ни один километр.

Успешность преодоления дорожных препятствий во многом зависит от технических возможностей машины. Здесь важно все — мощность двигателя, сцепление колес с грунтом, дорожный просвет, защищенность ряда узлов от воды, усилия ведущих колес. Но опытный водитель может без труда изменить заложенные значения крутящего момента и трансмиссии. Для этого достаточно варьировать частоту вращения коленвала и включать нужную передачу.

Во время движения по мягкой земле колеса буквально утопают в грунте. До пробуксовки дело не доходит. Но колесам приходится усердно поработать, то подминая комья земли, то толкая их. Большая часть энергии силового агрегата тратится именно на это действие. Постепенно это приводит к значительному уменьшению частоты вращения коленвала, а значит, и к снижению скорости машины. В работе трансмиссии проявляются некоторые рывки. В итоге работа машины стопорится. Любой инструктор по вождению в такой ситуации посоветует одно — высадите пассажиров, выкиньте груз из машины, а потом, чуть отъехав назад, разгонитесь и «пробейте» препятствие всей мощью «железного коня».

Возьмем другую часто встречающуюся ситуацию. Ваша машина, оснащенная автоматической коробкой передач, застряла в снегу или грязи. Опытный автомобильный инструктор в данном случае посоветует толкать автомобиль так, чтобы соблюдалась синхронность с собственной частотой колебаний. Это позволит увеличить амплитуду движений. Колеса волей-неволей выкатятся из ямы. Если при этом переключать еще первую и заднюю скорости, то результат будет более эффективный и быстрый.

Именно в подобных ситуациях понимаешь, что вождение на автомате удобно на нормальных трассах, а вот в условиях бездорожья механика показывает себя лучше. Кстати говоря, следите за тем, чтобы передние колеса стояли прямо. Не стоит создавать искусственных препятствий движению, когда существуют серьезные реальные.

Наставления инструктора по вождению полезно помнить всегда. Наверняка, они касались и прохождения трудных участков пути. Имейте в виду, что машина лучше преодолеет сопротивление, если обладает на этот момент высокой частотой вращения коленвала и низкой передачей. Ведь при этом инерция транспортного средства крайне высока. От того, какой режим движения будет выбран вами, зависит, насколько удачным оно вообще станет.

Разумно поступают те автомобилисты, которые, предполагая поездку по сельской местности, берут с собой ручную лебедку. Это устройство позволит вытащить застрявший автомобиль из глубокой лужи или колеи. Кроме того, дополнительно рационально применять цепи и скобы разных конструкций, металлическую сетку, которую хорошо положить под колеса машины при вышеуказанных маневрах.

Хотите ездить в условиях бездорожья — придется научиться чувствовать свой автомобиль, особенно его двигатель. По мнению большинства автомобильных инструкторов, необходимо тренироваться. Например, разгоняться на укатанном снегу на первой передаче, варьируя частоту вращения коленвала с помощью педали акселератора и манипулируя педалью сцепления. Это поможет понять, как ведет себя машина при разных режимах.

Никогда не спешите преодолеть препятствия. Предварительное обследование трудного участка пути позволит предопределить правильные последующие действия. В частности, глубокую колею лучше пропустить между колесами. Либо направить машину так, чтобы колеса одной ее стороны шли на краю колеи, а другой — на обочине.

Водные преграды — не менее опасные. Если вода попадет в распределитель, катушку зажигания либо выхлопную трубу, то придется много времени повозиться, освобождая их от столь «неприятного визитера». А вот появление влаги во впускном коллекторе, цилиндрах грозит уже настоящим гидроударом по двигателю. Тогда шатунам точно не повезет. Они либо согнутся, либо сломаются. Спасение в этом случае одно — немедленно остановить двигатель. Кстати, после подобных «водных процедур» нужно просушить и тормоза.

Самое главное, из всех трудных ситуаций следует извлекать соответствующие уроки. От ошибок не застрахован никто, важно их не повторять в будущем.