Этапы становления водителя профессионала

Глядя на проносящиеся мимо потоки автомобилей на улицах города, каждый хоть раз в жизни задумывается над вопросом: “До каких пор человек за рулем считается новичком?”. Столько машин пролетает мимо за какие-то считанные секунды, за рулем которых водители различных категорий от “А” до “Е. Но все ли из них могут похвастаться первоклассным умением управления автомобиля???

Этапы становления профессионала, как стать профессионалом,водители профессионалы
Для того чтобы стать прекрасным водителем, несомненно, нужно обладать определенным даром: быстро реагировать на происходящую ситуацию и принимать единственно верное решение от которого, зачастую, зависит жизнь и здоровье людей. У кого-то этот дар врожденный, как говорят “водитель от бога”, а кому-то приходится этот навык у себя вырабатывать.

Но, не смотря на то врожденные это навыки или приобретенные, зарубежные психологи выделили несколько этапов поведения, через которые проходит каждый водитель на пути достижения им высокого уровня безопасной езды. Они интересны и актуальны еще и тем, что, знакомясь с ними, становится видна типичность данной проблемы для всех автолюбителей.

1 ЭТАП. Преодоление чувства постоянного присутствия опасности. Этот этап длится первые дни, иногда недели вождения. Эта стадия требует большого психического напряжения. У новоявленного водителя преобладает новизна решаемых задач, для овладения которыми нет ни знаний, ни опыта. Поэтому на первом этапе он старается, по возможности, избегать не только критических, но даже конфликтных ситуаций.

2 ЭТАП. Переоценка безопасности. Здесь чувство опасности принижено по сравнению реальностью. В результате уклонений от критических обстоятельств на первом этапе водителю не приходилось лично сталкиваться с грубыми формами дорожного поведения или попадать в ДТП. Но это обстоятельство он может ложно принять за собственное водительское умение. Поэтому такой водитель ведет автомобиль в более рисованной манере, попадая или создавая критические ситуации.
2 этап становления может длиться 3,5-4 тыс. км пробега.

3 ЭТАП. Коррекция повышенного чувства безопасности. На этом этапе накопление практического опыта вождения постепенно снижет чувство безопасности. Но одновременно это чувство все еще остается обманным.

4 ЭТАП. Объективная оценка опасности. На этом этапе проявляются все навыки, приобретенные в результате всего опыта вождения, что помогает не забывать об опасностях на дорогах.

5 ЭТАП. Снижение чувства безопасности. Оно соответствует первым 3-4 годам вождения и считается наиболее опасным. Соответствует примерно 100 тыс. км пробега.

Это интересный феномен, так как он ставит под сомнение непосредственно положительное влияние стажа вождения на надежность дорожного поведения. Психологи объясняют этот факт так. Высокий уровень профессионально умения водителей может сыграть негативную роль – может притупиться бдительность и произойдет потеря осторожности. Статистика говорит, что самые тяжелые ДТП часто происходят именно у опытных водителей. Но все же эта негативная сторона не идет в сравнение с положительным влиянием опыта вождения.

Отмечается, что с увеличением стажа вождения существенно падает количеств ошибок в исполнительской деятельности, в оценках пространственно-временных показателей ситуации, улучшаются пространственно-временные показатели движения. Но возрастает количество ошибок в результате отвлечения от управления, нарушения внимания, неправильно принятых решений.

Результаты исследований немецких психологов позволяют говорить, что в среднем 7-8 лет соответствует фазе, после которой не происходит повышения водительских способностей. Результаты исследований российских психологов показали, что после 5-6 лет уже не происходит повышения способностей водителя.

Интересный результат был получен в исследованиях американских психологов. Так, американские профессиональные автогонщики при своем поведении в обычных условиях дорожного движения имели больше ДТП дорожных правонарушений, чем соответствующая выборка обычных водителей. Этот результат говорит в пользу того, что на безопасность движения влияет не столько опыт вождения, сколько другие качества, связанные с психологией самих водителей.

Этапы становления профессионала, как стать профессионалом,водители профессионалы
Немецкий психолог Клебельсберг приводит следующие качества профессионала с точки зрения безопасности поведения на дорогах:

— знание взаимосвязей факторов дорожной ситуации;
— понимание окружающей обстановки;
— предусмотрительность;
— уверенное принятие решений;
— умение замечать обманчивость “спокойной” ситуации;
— динамика чувства опасности (т.е быт готовым к опасности);
— способность видения периферическим зрением;
— способность управлять автомобилем с малой амплитудой движения руля.

Российский психолог Котик добавляет:

— быстрое восприятие ситуации;
— быстрая ориентировка в ней;
— адекватная оценка собственных возможностей.
Эти перечисленные качества являются признакам профессионального водителя автомобиля.

Конечно, можно родиться отличным водителем или приобрести эти навыки, но все-таки в большей мере мастерство вождения зависит от усердия и настойчивости человека во время обучения вождению. И не последнюю роль в процессе обучения играет инструктор по вождению, которого Вы себе выберете.

Как же найти первоклассного специалиста среди большого числа автоинструкторов?

Для начала просто задайте вопросы и пообщайтесь с инструктором. Если ответы на Ваши вопросы будут не сухими, шаблонными фразами, а внятными разъяснениями с желанием помочь и научить, то Вы сделали правильный выбор! Не стесняйтесь задавать вопросы, ведь от правильного ответа в дальнейшем зависит Ваша жизнь и жизни других людей!