Психологическая природа ошибок человека при ДТП

Установлено, что из-за ошибок водителя на разных видах транспорта в наше время возникает 40-80% всех дорожно-транспортных происшествий. Причем характерно, что роль человеческого фактора в аварийности с годами растет, в то время как технического – понижается. И если вникнуть в суть всех ошибок, то можно заметить, что все они психологической природы.

Немецкие психологи приводят следующую статистику психологических причин обстоятельств ДТП.

1.Основные психологические факторы и условия 179 ДТП (в пределах населенного пункта), в процентах:

— недооценка опасности –21.8;
— неверная оценка ситуации – 17.7;
— отвлечение внимания – 16.5;
— боязливость в маневрах – 14.9;
— ошибочное предвидение развития ситуации – 14.5;
— обусловленная возрастом непригодность к управлению автомобилем – 10.1;
— непредсказуемость поведения – 4.4.

2. Побочные психологические факторы 179 ДТП (в пределах населенного пункта), в процентах:

— спешка – 23.1;
— настроение – 22.1;
— небольшая практика вождения – 11.5;
— неадекватные действия – 9.6;
— недостаточное знание ПДД – 8.7;
— плохое владение навыками управления транспортным средством – 8.7;
— незнакомая местность – 7.7;
— бездействие – 6.7;
— переутомление – 1.9.

К сожалению, у нас нет данных российских психологов, но важно, что в данных, полученных немецкими психологами, отражается вся значимость влияния психологических причин на ДТП.

Как пример психологической природы ошибок водителя можно привести интересное исследование, проведенное в одном таксопарке. Оказалось, что в первой половине рабочей смены ДТП возникало чаще по вине самих водителей такси. Их нарушения заключались в необоснованном риске, в желании извлечь из нарушений Правил дорожного движения какие-то выгоды. Во второй же половине дня ДТП являлись результатом недостаточной мотивированности к безопасной езде и соблюдению Правил дорожного движения. Во второй половине дня водители старались, действовали скорее по Правилам и не допускали ошибок, но накопившаяся усталость не позволяла им уходить от разных опасностей на дорогах.

Каждая ошибка человека – это результат действия или бездействия, то естm она является проявлением психики конкретного человека.

Ошибка может быть следствием:

1.Недостатка его индивидуальных качеств: врожденных и приобретенных (высокая возбудимость, замедленная реакция, рассеянное внимание, соревновательное поведение, чрезмерная самоуверенность и т.п.);
2. Нарушения его текущего состояния (утомление, стресс, болезнь), сбоя в процессе психической деятельности (не увидел, неверно решил, не заметил, не обратил внимания, неправильно истолковал);
3. Ложного сигнала идущего рядом автомобиля ( не включил поворотники, не показал, что будет делать маневр ит.п.);
4. Несовершенства техники и т.п.

Психологическая природа ошибок человека при ДТПЧаще всего причиной аварии является целый комплекс отрицательных факторов, которые могут влиять на состояние водителя в момент вождения. Это плохое обучение (к сожалению, очевидно, что не все инструкторы по вождению имеют профессиональную пригодность к этому виду деятельности), различные физические и социальные факторы, нарушившие нормальное рабочее состояние человека, разные внешние помехи и высокий уровень тревожности.

В психологии известен и стал классическим феномен, установленный очень давно немецким психологом Куртом Левиным. Это феномен “переноса желаемого будущего в настоящее”, когда притягательное будущее (возможность вернуться домой, расслабиться, делать что хочешь) воспринимается с опережением. Этот феномен проявляется во всех областях жизни. Классическим считается пример с заключенными, которые часто сбегают из тюрем за несколько дней до их освобождения. Если говорить на более близкую тему, водители тоже знают по себе проявление феномена “переноса”: по прибытии на конечный пункт следования, чувствуя себя уже почти дома, водители часто попадают в аварии. Это случается и во дворах домов, и на пустых проселочных дорогах за несколько метров до своего дома.

Изучением влияния индивидуальных качеств человека на несчастные случаи занимались и занимаются очень многие и отечественные и зарубежные психологи. Немецкий психолог Карл Марбэ еще в 20-е годы прошлого столетия пришел к заключению, что есть такая категория людей, которая предрасположена к ошибкам и, вытекающим из них, несчастным случаям. Другая категория людей (и их большинство) без ошибок выходит из сложных и опасных ситуаций. Объяснял К. Марбэ это тем, что первые не умеют быстро приспосабливаться к быстрым изменениям ситуации, которые чаще всего возникают неожиданно. Этих людей он назвал “травматиками” или “аварийниками”. Другие же способны действовать в измененных условиях так же успешно, как и в обычных.

Психологическая природа ошибок человека при ДТПАвстралийский психолог М. Хендерсон своими исследованиями подтверждает эту теорию. Им было установлено, что водители, которые часто попадали в аварии, потом, после перехода на другую работу, все равно продолжали попадать в несчастные случаи – и если не на работе, то при выполнении домашних дел. Американский психолог Бингейм, изучая аварийность водителей автомобилей, также обнаружил, что небольшая группа водителей “набирала” столько несчастных случаев и аварий, сколько не “набирали” все остальные водители большого автомобильного предприятия. Этот психолог выделил три характерные особенности “аварийников” :

1. Эти люди чаще других совершали общественно неприемлемые поступки.
2. Они имели больше недостатков в своем здоровье.
3. Отличались худшими способностями.

Спустя 90 лет вопрос о правомерности К. Марбэ еще обсуждается. Но весь практический опыт в изучении безопасности труда показывает, что большинство повторных несчастных случаев приходится на относительно небольшую группу людей. Другой американский психолог Дж. Роттер установил, что есть категория людей, которая в своих деяниях полагается только на себя, на собственные возможности. Поэтому в поведении они ориентированы только на контроль за своим состоянием и действиями. Их назвали “интерналами”. Другая категория людей в своей деятельности больше ориентируется на внешние условия, полагая, что именно о них зависит ее успех. Их назвали “экстерналами”. Различие этих двух категорий в том, что “экстерналы”, по сравнению с “интерналами”, более агрессивны, подозрительны, менее эмоционально устойчивы, менее способны избегать конфликтных ситуаций, у них чаще возникают ошибки при вождении и, вследствие этого, у них больше различных нарушений Правил дорожного движения, больше аварий.

Психолог Т. А. Полякова установила, что индивидуальные особенности водителей отражаются на стиле вождения. Она выделила два стиля. В каждом предпочтение отдается контролю за ситуацией и ее разносторонней оценке, в другом – выполнение маневра. Ею было доказано, что второй стиль вождения является наиболее опасным на дорогах и связан с большим числом дорожных происшествий. В чисто поведенческом плане этот стиль проявляется в частых обгонах и перестроениях, в малых дистанциях до впереди идущего транспорта, в разворотах на высокой скорости и относительно редком использовании для лучшей ориентации на дороге зеркала заднего вида.

Приведенные нами результаты различных психологических исследований говорят о том огромном значении знания психологических механизмов и индивидуальных качеств, которые в той или иной мере могут повлиять на безопасность вождения автомобиля. И пренебрежение ими, непонимание своей психологии и психологии других водителей увеличивает вероятность попадания в ДТП.

Будьте внимательны на дороге!