С аналогами «двухпедального» УАЗ Patriot в сегменте новых автомобилей все уныло: альтернативы ему банально нет, российские реалии вымели с рынка всех конкурентов! Например, таганрогский ТагАЗ, выпускавший до 2011 года корейские модели Tager и Road Partner (лицензионные SsangYong Korando и Musso) с рядной 220-сильной бензиновой «шестеркой» по лицензии Mercedes и 4-ступенчатым автоматом, загнулся еще до кризиса.
Шок-цены на Lada Xray с вариатором: что еще купить за 1 млн рублей?

Сам же SsangYong в 2014 году свернул производство и российские продажи очень востребованной у нас модели Kyron, которая наступала тому же «Патриоту» на пятки в плане популярности. На излете карьеры «Кайрон», напомним, можно было купить с дизелем (2 л, 141 л.с.) или бензиновым мотором (2,3 л, 150 сил) в паре с 6-ступенчатым автоматом. В том же году схлопнулся и совместный проект российской фирмы «Ирито» и китайской Great Wall по выпуску рамного внедорожника Hover H5, который успел до этого обзавестись 2-литровым турбодизелем с 5-ступенчатой АКПП производства Hyundai-Kia (правда, без «понижайки» в раздатке!).

В итоге, все что, можно из «новья» притянуть сегодня к УАЗу за уши — это китайский Foton Sauvana (мы его уже тестировали) с 2-литровым бензиновым турбомотором на 217 л.с. в паре с 6-ступенчатым автоматом ZF. Да и то если брать машины 2018 года выпуска, которые, с учетом скидки в 250 000 рублей по трейд-ин, сегодня стоят 1 675 000 рублей за пять мест и 1 774 000 — за семь. Впрочем, продажи Sauvana за 2018 год едва набрали пару сотен штук, так что не ровен час — и она с нашего рынка сбежит.

А вот на рынке подержанных внедорожников с суммой в 1-1,3 млн уже можно разгуляться! Всякую экзотику и «серые» машины мы брать не стали, сузив диапазон до максимально распространенных и свежих за такие деньги внедорожников, которые официально продавались новыми в нашей стране.

1 Chevrolet
Российские любители пафосных «американцев» за цену «Патриота» с автоматом могут позволить себе здоровенный Chevrolet Tahoe (заглавное фото) прошлого, третьего поколения (2005-2014 годы выпуска) с бензиновым 5,3 V8 на 325 л.с. в паре с 6-ступенчатой АКПП. Сзади — мощный мост с «самоблоком», в раздатке — пониженная, хотя передняя ось подключается муфтой. За сумму от 1 до 1 350 000 рублей доступны машины от 2008 до 2013 годов выпуска, причем сделанные в нашей стране.
Chevrolet TrailBlazer

Еще один вариант от Chevrolet — среднеразмерный внедорожник TrailBlazer (здесь его тест) второго поколения на базе пикапа Colorado, выпускаемый с 2012 года. У нас его продавали недолго, поставляли в России из Таиланда и предлагали с бензиновым (V6, 3,6 л, 239 л.с.) или дизельным (2,8 л, 180 л.с.) моторами в паре с 6-диапазонной АКПП. Передняя ось подключается жестко, есть пониженная, а кроме «самоблока» на задней оси была еще и жесткая принудительная блокировка. В наш ценовой диапазон попадают машины 2012-2014 годов выпуска.

А как на счет американского УАЗа? За эти деньги можно подступиться к Jeep Wrangler прошлого поколения на неразрезных мостах спереди/сзади и с полным приводом part-time. Впрочем, выбор за данную сумму по стране невелик (десяток от силы), машины будут 2007 или 2008 года выпуска, зато среди них немало уже подготовленных. Моторы — бензиновый V6 (3,8 л, 199 л.с.) или 2,8-литровый дизель VM Motori на 177 л.с. Автомат — 4 или 5 ступеней. Кстати, такой дизельный Wrangler ранее тоже побывал у нас на тесте.
Jeep Grand Cherokee

В разы больше выбор по дорестайлинговому Grand Cherokee текущего поколения WK2. Рама у него традиционно интегрирована в кузов, а вот подвески в этой генерации стали уже независимые «по кругу». Впрочем, пониженный ряд в раздатке на месте, хотя передняя ось подключается муфтой. Моторы — бензин V6 (3,6 л, 286 л.с.) и дизель V6 от итальянской VM Motori (3 л, 243 л.с.), а еще попадаются в продаже топовые версии с V8 5,7 на 352 «силы». Автоматы — на 5 или 6 ступеней, в диапазон по цене попадают машины от 2010 до 2012 годов выпуска.

Еще один «американец» в нашем обзоре — рамный 7-местный Kia Mohave, изначально задуманный для рынка США, где он продается под именем Borrego. Для России его выпускали на калининградском «Автоторе» и оснащали как атмосферным бензиновым мотором V6 (3,8 л, 274 л.с.), так и 3-литровым турбодизелем V6 в 250 л.с.

Kia Mohave

Бензиновый мотор имел только 5-ступенчатый автомат, дизель — 6 или 8 ступеней. Подвеска — независимая с пневмостойками сзади, в раздаточной коробке есть пониженный ряд и муфта, подключающая переднюю ось. В означенный диапазон цен попадают дорестайлинговые машины 2009-2013 годов выпуска.

4 Land Rover
Land Rover Discovery 4 — последний «Диско» с отдельной, а не интегрированной в кузов рамой. За цену Patriot в продаже машины 2009-2012 годов выпуска, причем хорошо оснащенные: навороченные кожаные салоны, масса электронных систем, пневмоподвески… Во внедорожный арсенал входят постоянный полный привод с тяговитой «понижайкой» и селектор выбора внедорожных режимов, а электроника сама блокирует межосевой и межколесный дифференциалы. В общем, не машина, а компьютер на колесах. Моторы — дизели на 2,7 и 3,0 л (190-249 л.с.) и бензиновый 5,0 V8 на 375 л.с. с 6— или 8-ступенчатыми АКПП.

Range Rover Sport

Нужно побольше пафоса? Тогда родственный «Дискарю» Range Rover Sport в первом рестайлинге. Машины 2009-2012 годов продаются с дизелями объемом 3 и 3,6 л, а также бензиновым 5,0 V8 уже на 510 л.с. Откуда такие цены на английский «премиум»? Машины быстро теряют в цене не только из-за своей конструктивной сложности и стоимости обслуживания и ремонта. С Discovery 3 еще тянется шлейф опасений в британской надежности, хотя в Disco 4 уже вылечено немало «болячек» предшественника.

А не замахнуться ли на премиум японский? За 1-1,3 млн есть, например, первое поколение GX 470 на базе 120-го Prado. В продажи машины 2003-2007 годов, а мотор V6 у такого GX не на 4, а уже на 4,7 л (235, 263 или 270 л.с.). В подвеске уже будут адаптивные амортизаторы AVS и система KDSS, размыкающая стабилизаторы для увеличения ходов колес на бездорожье.

Lexus LX 470 Подступиться можно и ко второй генерации LX на базе Toyota Land Cruiser 100. Рестайлинговые LX 470 продаются в диапазоне от 2002 до 2007 года выпуска с бензиновым 4,7 V8 на 235 л.с. с 5-ступенчатым автоматом. В салонах — «кожа-рожа», адаптивная подвеска может увеличивать клиренс, но пробеги у машин уже такие, что дважды подумаешь о покупке.
6 Mercedes-Benz

Вожделенный для многих «Гелендваген» с годами, кажется, только дорожает. Во всяком случае, имея на руках сумму для покупки нового «Патриота» с автоматом, у Mercedes-Benz за эти деньги можно рассчитывать только на G-Class в дорестайлинговом кузове W463: в объявлениях о продаже фигурируют машины от 1994 и максимум до 2003 годов! Какие там пробеги и состояние при таком возрасте — вопрос открытый.

Mercedes-Benz G500

В вариантах моторов в объявлениях сам черт ногу сломит. Дизели — на 2,7, 3 или 4 литра, бензиновые движки — 3, 3,2 или 5 л… Но неизменна во всех случаях система постоянного полного привода с тремя принудительными блокировками дифференциалов.

7 Mitsubishi
Выпускаемый с 2006 года Mitsubishi Pajero 4 — это независимые подвески «по кругу», интегрированная в кузов рама и знаменитый полный привод Super Select с пониженной и двумя блокировками дифференциалов. Имея в кармане заветный «лям» с хвостиком, можно прицениться к машинам после первого рестайлинга (2011-2014 годы выпуска). Автомат — 5-ступенчатый, а вот моторы — на любой вкус. Надо дешево и сердито — берем трехлитровый бензиновый V6 на 178 л.с. Нужны динамика — тогда мотор 3,8 л на 250 «коней». Для экономов — 200-сильный дизель объемом 3,2 л.
Mitsubishi Pajero Sport

Если же нужен вариант более кондовый и утилитарный, тогда идем смотреть Pajero Sport на рамном шасси от пикапа L200. Сзади — неразрезной мост с принудительной блокировкой (в зависимости от версии), а кроме полного привода Super Select, была и версия попроще — Easy Select с жестко подключаемым передним мостом. В объявлениях — дорестайлинговые и обновленные машины 2008-2015 годов, и большая часть из них идет с дизелем 2,5 л на 178 л.с. Второй по популярности — бензиновый 3,0 V6 на 220 сил, а вот настоящая редкость — это дизель 3,2 л мощностью 163 л.с.

Nissan Patrol в кузове Y61 (пятое поколение, выпускается с 1997 года и по сей день) и на неразрезных мостах спереди и сзади поклонники марки вполне обоснованно считают последним классическим «Патрулем». Большинство машин, проданных в России, идут с 3-литровым турбодизелем на 160 сил, хотя встречаются и варианты с бензиновым рядным 6-цилиндровым агрегатом объемом 4,8 л и мощностью 245 лошадиных — если не пугает расход и хочется динамики. За 1-1,3 млн рублей продают машины 2004-2009 годов.

Nissan Patrol Y62 Примечательно, что за эти же деньги можно купить и нынешнее поколение Patrol Y62, причем в объявлениях машины свежее — 2010-2013 годы выпуска! Почему новый «Патруль» дешевле прошлого? Потому, что уже «не тот». Сохранив раму, пониженную в раздатке и блокировку на задней оси, новый Patrol лишился неразрезных мостов и дизеля, превратившись из знаменитого поджарого «проходимца» в огромного, роскошного и прожорливого бегемота. Единственный мотор в России — бензиновый V8 в 5,6 л и 405 л.с. На таком по лесам да по экспедициям особо не разбежишься… Но на роль семейного или «статусного» автомобиля» сгодится.

9 SsangYong

Марка SsangYong заезжает в наш обзор на флагманском внедорожнике Rexton, причем в последней рестайлинговой версии W (Y290), которая выпускалась с 2012 по 2017 годы. В России встречается с тремя моторами. Дизель 2 л — на 155 сил, дизель объемом 2,7 л — уже на 163 или 186 л.с. На вершине гаммы стояла рядная лицензионная «шестерка» Mercedes на 3,2 л и 220 л.с.

SsangYong Rexton W С 5-ступенчатым автоматом Mercedes-Benz как полный привод part-time, так и full-time. Отличались и подвески. У версии со 186-сильным дизелем задняя подвеска — независимая, у остальных — неразрезная балка. И в заданную ценовую «вилку» вписались машины 2012-2013 годов выпуска со всеми перечисленными агрегатами.

10 Toyota

«Да я за такие деньги лучше Prado куплю!» В принципе, можно, но за такую сумму можно рассчитывать разве что на Land Cruiser Prado 120 выпуска 2007-2008 годов. У внедорожника постоянный полный привод с межосевым дифференциалом и мост-балка сзади. Самый популярный мотор — бензиновый 4-литровый V6 на 249 л.с. Реже встречаются бензиновый 2,7 на 163 л.с. и 3-литровый турбодизель мощностью 173 л.с.

Toyota Land Cruiser 100 В принципе, замахнуться можно и на более крупный Land Cruiser 100 в первом и втором рестайлинге. Только это будет не знаменитая мостовая утилитарная «стопятка», а более комфортная и богато оснащенная «сотка» с независимой передней подвеской выпуска 2002-2007 годов. Двигатели — бензиновый 4,7 V8 и рядный 6-цилиндровый турбодизель объемом 4,2 л. Вот только пробеги уже космические, а репутация Toyota как «вечных» автомобилей нередко приводит к тому, что владельцы экономят на обслуживание (в том числе и на Prado). И при покупке придется отсмотреть не один автомобиль, прежде чем найдется более-менее «живой» экземпляр.