Электромобили стремительно набирают популярность. Так, например, в Китае за первое полугодие 2019 г. было продано 628 тыс. таких транспортных средств, в США — 149 тыс., в Германии — 48 тыс., в Норвегии — 44 тыс. В России, по состоянию на 1 января 2019 г., зарегистрировано 3,6 тыс. экологически чистых машин. Как появились электрокары, кто их изобрёл и каков их принцип работы, можно узнать из статьи.

История создания электромобиляПринцип работыПреимущества и недостаткиРазвитие инфраструктурыЕвропейские электромобили начала XX векаСовременные электромобилиГибридные автомобилиvar index=document.getElementsByClassName (‘index-post’);if (index.length>0) {var contents=index [0].getElementsByClassName (‘contents’);if (contents.length>0) {contents=contents [0]; if (localStorage.getItem (‘hide-contents’) === ‘1’) {contents.className+=’ hide-text’}}}

История создания электромобиля

Электромобиль — это транспортное средство, работающее на электродвигателе, который приводится в движение от автономного источника питания: аккумулятора, топливного элемента, конденсатора и др.

Начало истории изобретения транспортного средства с электродвигателем относится к XIX столетию. Прообразом электромобиля можно считать тележку, которая приводилась в движение электроэнергией. Её создал изобретатель из Венгрии Аньос Джедлик. Кстати, во времена появления такой электротележки о двигателе внутреннего сгорания (ДВС) человечество ещё не знало.

Знаете ли вы? В 1895 г. в Америке в ходе первого автомобильного пробега победителем стал электромобиль.

Появление первой машины с электромотором произошло в конце 1830-х — начале 1840-х гг. Над проектами создания примерно в одно время работало несколько человек в разных странах. Так, в 1834 г. американец Томас Дэвенпорт построил первый электромотор постоянного тока, однако не запатентовал его. Мотор установили в платформу, которая осуществляла движение по электрифицированному треку.

Машину, приводимую в движение первичными гальваническими элементами, в 1835 г. придумали голландские учёные Сибрандус Стрэтин и Кристофер Беккер

Официальной же точкой отсчёта истории электрокаров считается 1837 г. Именно тогда шотландский изобретатель Роберт Дэвидсон представили миру свой электромобиль, в котором могли ехать 2 человека. Он работал от одноразовой батареи.

Презентация следующего электромобиля, уже передвигающегося на трёх колесах, произошла в Париже. Его представил француз Густав Труве. Транспорт разгонялся до 12 км/ч и мог проехать 26 км.

Ещё одной важной вехой в истории создания электромобилей считается 1884 г. В этот период англичанин Томас Паркер изобрёл транспорт, который работал от перезаряжаемой батареи.

А в 1899 г. русский инженер Ипполит Романов окончил разработку электромобиля, который был способен двигаться без подзарядки около 60 км. Он мог перевозить 17 пассажиров и развивать скорость до 40 км/час.

По состоянию на начало XX в. 38% автомобилей в США работали от электричества.

Знаете ли вы? Китай планирует оставить на дорогах исключительно электромобили до 2022 г., сделав для населения переход от старых авто к новым бесплатным. Китайское правительство заключило соглашение с компанией на поставку к этому времени 780 млн машин.

Принцип работы

Принцип работы электромобиля довольно прост. Конструкция его преимущественно такая же, как и классических авто с ДВС, а вот двигатель работает не на топливе, а на электроэнергии. Электрический ток поступает из обычной сети в аккумуляторы, находящиеся в машине. Он питает двигатель, который преобразовывает его в механическую энергию вращения. Состоит деталь из ротора и статора. Магнитное поле, действующее в статоре, приводит к возникновению вращающего момента и движению ротора.

Существует 3 вида электродвигателей, которые действуют от переменного и постоянного тока, универсальные. Также они могут быть коллекторными и бесколлекторными. Электродвигатель требует регулярной зарядки. Для этого сегодня предусмотрены специальные заправочные станции, подающие электроэнергию или аккумулирующие энергию солнца.

Преимущества и недостатки

Главное преимущество таких автомобилей перед теми, которые работают от двигателя внутреннего сгорания, — экологичность. Они не выбрасывают в атмосферу вредных выхлопов.

К плюсам современных электрокаров также относят:

невысокие расходы на заправку и содержание; простоту сервисного обслуживания; тихий звук двигателя.

Конечно же, есть у электромобилей и минусы. Среди них:

малый ассортимент; высокая цена (бюджетные модели стоят по 25–30 тыс. евро, элитная Tesla — 80–90 тыс. евро); ограниченная сеть заправок; дороговизна и короткий срок службы аккумуляторов — до 7 лет; длительное время зарядки — в нормальном режиме в среднем 8–9 ч; сложность при утилизации аккумуляторов.

Важно! Сегодня проблема длительной зарядки электрокаров решена проведением её в ускоренном темпе, а также заменой батареи на полностью заряженную. Чтобы зарядить аккумулятор в быстром режиме, требуется 30–40 мин.

Развитие инфраструктуры

К сожалению, развитие инфраструктуры для электрокаров сегодня не успевает за производством транспортных средств и спросом на них. Например, в США сейчас на 18 автомобилей приходится 1 зарядное устройство. Однако большинство государств заинтересованы в том, чтобы люди переходили на экологический вид транспорта, и способствуют расширению инфраструктуры. Так, по состоянию на июль 2019 г. в Китае насчитывается 1 млн зарядных пунктов. В Канаде на строительство станций быстрой зарядки инвестировано 4,6 млн долларов. Великобритания начинает инвестировать в эту сферу 37 млн евро. В других европейских странах также озабочены этим вопросом. Специалисты прогнозируют, что к 2027 г. количество зарядных пунктов по всему миру вырастет на 29%.

Развивается сеть электрозаправок и в России. В ближайшие годы компания Teslа к уже существующим на междугородних трассах планирует прибавить ещё 5. В планах установка нескольких тысяч пунктов подзарядки Supercharger.

Европейские электромобили начала XX века

До начала XX в. электромобили на равных использовались с машинами, работающими на бензине. Однако в дальнейшем последние обогнали их по мощности и скорости, поэтому спрос на электрокары начал падать, а возродился лишь в конце прошлого столетия. В начале века распространение получили грузовые электромобили и электробусы. В 1907 г. уже было создано авто с электродвигателем — Detroit Electric, которое могло проехать 130 км без подзарядки.

Важно! Появился и введён в эксплуатацию новый вид зарядки электромобилей — на ходу. В Швеции на одном из участков дороги проложили электричество, что позволяет осуществлять подзарядку без остановки.

Поскольку в начале столетия стоимость бензина была высокой, то спрос на электромобили был стабильным и высоким. Но как только цены на нефть поползли вниз, а американский владелец заводов по производству автомобилей удешевил продукцию своего концерна, производство машин, работающих на электричестве, резко сократилось и перестало быть массовым. Обыватели предпочитали приобретать авто с ДВС, а электромобили оставались лишь для служебных целей.

Современные электромобили

Сегодня машины с электродвигателями переживают второй бум популярности. По дорогам мира ездят различные виды этих авто. Они могут быть исключительно внутригородскими — с малой мощностью и скоростью передвижения. Есть миниатюрные электрокары, на которых можно осуществлять короткие поездки по типу «дом — работа — дом». Всё большей популярностью пользуются обычные легковые авто, которые могут курсировать между городами с учётом дополнительной подзарядки в пути. Разработаны также грузовики с электродвигателем, которые на сегодня мало распространены.

Современные электрокары без подзарядки могут преодолевать расстояние 150–250 км. Компания Tesla не так давно создала автомобиль, который способен на одном заряде проехать 550–600 км.

Рекомендуем к прочтению:

Транспортный налог на электромобиль: размер, как рассчитать

Лучшие бюджетные электромобили

Рейтинг японских электромобилей по маркам и моделям

5 самых быстрых электромобилей в мире

Сегодня практически каждый автомобильный производитель выпускает линейку электрокаров. Лучшими по состоянию на 2019 г. являются:

Tesla Model S. Имеет 2 электромотора и батарею мощностью 100 кВт. Запас хода составляет 600 км. Скорость 100 км/ч авто развивает за 3,8 с. Время стандартной зарядки составляет 7 ч, быстрой — 40 мин. Стоимость машины достигает 93 тыс. евро.

Long Range RWD. Мощность авто — 287 л. с. 100 км/ч оно набирает за 5,3 с. Ёмкость аккумулятора — 75 кВт. Его можно зарядить за 8 ч в нормальном режиме и за 28 мин. в быстром. Предельная скорость, которую может развить авто, — 225 км/ч. Запас хода — максимально возможный на сегодня: 600 км. Приобрести такой автомобиль можно по цене 54 тыс. евро.
I-Pace. Имеет мощность 400 л. с. До 100 км/ч разгоняется за 4,8 с. В машине установлен аккумулятор ёмкостью 90 кВт. Зарядить его можно за 13,5 ч. В быстром режиме подзарядка занимает 42 мин. Машина может достичь максимальной скорости 200 км/ч. Запас хода составляет 470 км. Стоимость достигает 81,8 тыс. евро.
e-Niro. Машина оборудована электродвигателем мощностью 204 л. с. и аккумулятором ёмкостью 67,1 кВт. Максимальная скорость, которую может развить Kia e-Niro, — 167 км/ч. Достигает 100 км/ч за 7,8 с. Время зарядки в обычном режиме составляет 10,5 ч, в быстром — 42 мин. Без подзарядки машина способна проехать 455 км. Цена на этот электромобиль — 42,5 тыс. евро.
Kona Electric. Без подзарядки преодолевает путь 449 км. Имеет мотор мощностью 204 л. с., аккумулятор ёмкостью 67,1 кВт. Предельно возможная скорость — 167 км/ч. Разгон до 100 км/ч происходит за 7,6 с. Стандартная зарядка длится 10,5 ч, быстрая — 42 мин. Цена на эту модель стартует от 30,8 тыс. евро.
Заслуживают внимания также e-tron 55 quattro, EQC.
Отдельно следует сказать о наиболее популярной на сегодня бюджетной модели — это  Leaf. Мощность его электродвигателя составляет 218 л. с. Ёмкость батареи — 62 кВт. Максимально возможная скорость машины — 157 км/ч. До 100 км/ч она разгоняется за 7,3 с. Запас хода составляет 385 км. Батарея заряжается за 10,5 ч в обычном режиме и за 36 мин. в быстром. Цена — 36,8 тыс. евро.

Важно! Большинство производителей предпочитают располагать электромотор в нижней части кузова: так осуществляется равномерная нагрузка по осям.

Гибридные автомобили

Гибридное авто — это то, в котором одновременно используются электродвигатель и ДВС. Оно было создано в 1900–1901 гг немецким конструктором Фердинандом . Сегодня такие машины популярны в Японии, США и Европе, что объясняется их универсальностью и удобством эксплуатации. Особенность гибрида в том, что его не нужно прогревать в зимнее время при условии использования электродвигателя. Если необходимо быстро преодолеть значительное расстояние, то машина автоматически переключается на бензиновый или дизельный мотор.

Сегодня существует 3 вида гибридов:

Параллельный — когда 2 мотора могут работать поочерёдно. Последовательный — когда ДВС осуществляет поворот генератора, заводящего электромотор или заряжающего аккумулятор. Последовательно-параллельный — сочетающий функции двух предыдущих видов. Генератор, ДВС и электромотор соединяются с колёсами при помощи планетарного редуктора.

Знаете ли вы? Самым крупным производителем электромобилей является компания Tesla, которая в 2018 г. продала 245 тыс. машин. Во всём мире за этот период было реализовано 1,3 млн экологически чистых авто.

Одной из моделей гибридов, заслуживающих внимание, является выпущенная компанией Hondа. В ней двигатели работают в параллельных режимах и могут без проблем приходить в действие и отключаться. Такие авто часто используют для передвижения сотрудников во многих странах мира.

Гибриды позволяют существенно снизить уровень выбросов в атмосферу и увеличить продуктивность расхода топлива. Они бесшумные, хорошо управляемые и мощные. Управление такими авто ничем не отличается от вождения обычной машины с коробкой-автоматом

Итак, электромобили — это перспективный вид транспортного средства, который набирает популярность по всему миру. Он имеет множество плюсов и минусов. Перед приобретением электрокара следует детально изучить их перечень и взвесить все за и против.