Концепт-кар «Рапан», презентация которого прошла на автомобильной выставке в Париже 1998 года, обратил на себя внимание уже тогда, самостоятельно заехав на подиум, что умеют далеко не все представители данного класса.

Начало истории. Как свое название, так и необычную форму кузова, автомобиль приобрел в результате сравнения с моллюском, обитающим в Тихом и Индийском океане. Первые упоминания о данном автомобиле датируются еще 1986 годом, когда на Тольяттинском автомобильном заводе началась разработка проекта нового автомобиля, который мог быть оборудован различными силовыми установками, включая и электрическую.

Продолжилась история поездкой Михаила Маркиева, инженера-конструктора компании, на стажировку в США. После двухнедельной программы лекций и экскурсий по предприятиям, он добился отправки на стажировку по профилю, на производство магистральных тягачей Freightliner в Портленд. Он смог ознакомится с полным процессом создания, от проекта до схода с конвейера уже готового грузовика.

По возвращении на родину, его назначили начальником КБ, и поставили задачу создания нового автомобиля для улучшения позиций АвтоВАЗа на мировом рынке, которые на тот момент стремительно терялись. И работа закипела.

Разработка. Началом постройки данного автомобиля стала разработка специальной тележки для получения возможности работы на электротяге. Ее особенностью была тяговая батарея, делившаяся на три секции, и находящаяся во внутренней части рамы. На данный момент подобным образом делаются проекты всех электромобилей, но на тот момент это было новшеством.

Силовую установку было принято решение расположить поперечно, до передней оси, а рулевую рейку, наоборот, убрали глубже в базу. Это позволило догрузить передние колеса и обеспечить свободу в компоновке системы охлаждения.

Вначале машину планировали назвать ElCar2000. Но один из дизайнеров увидел в ее внешнем виде сходство с домиком моллюска. Было создано три промежуточных макета, из которых был выбран лучший.

О готовности проекта конструкторы заявили в 1995 году. Но тут внезапно все работы по нему были приостановлены до 1997 года, в связи с усиленной доработкой новой модели ВА3-2123, которому суждено было стать Chevrolet-Niva.

Созданный трубчатый каркас был обшит стеклопластиковыми панелями довольно сложной формы, которым придали перламутровую окраску.

Технические новшества. Шасси для установки на данный автомобиль было взято от автомобиля «Ока». А его электрическая версия дала новому автомобилю электрический привод, мотор модели ПТ-125, а также никель-кадмиевые аккумуляторы. Максимальная скорость машины достигала 90 км/ч при мощности мотора 25 кВт. На одной зарядке можно было проехать до 110 км.

Наибольшие проблемы конструкторам доставил тиристорный преобразователь, который позже был переделан в транзисторный, который доводился до нужного состояния на протяжении нескольких лет.

Зато сборка автомобиля была выполнена в короткие сроки, всего за шесть месяцев.

В «Рапане» содержалось немалое количество заложенных оригинальных идей. К примеру, в центральной части руля находится панель приборов, а также подушка безопасности. Это является отсылкой к суперкару Maserati Boomerang, где также применялось подобное решение, с неподвижной ступицей руля и приборной панелью в его центральной части.

Итог. До окончания ХХ века это был более чем достойный автомобиль, вызвавший неподдельный интерес у автолюбителей и посетителей парижской выставки. Несмотря на это, «Рапан» так и не был запущен в серийное производство, что, к сожалению, далеко не единичный случай.

Читайте также