В российской парке легковых автомобилей, согласно данным «Автостат Инфо», зарегистрировано на начало второго полугодия 2019 года более 42 млн машин.

Многообразие марок

Одна из главных особенностей автопарка РФ — наличие в его структуре большого количества брендов. Весь объем машин, зарегистрированных в парке страны, представлен 166 марками с широкой географией, от Америки до Китая и до Австралии. И такое многообразие — своего рода вызов для тех компаний, которые работают на рынке послепродажного обслуживания, считает , глава компании Gruzdev-Analyze. «Работать на таком рынке затруднительно, ведь если есть 166 марок, то моделей еще в разы больше, — отмечает он. — К тому же все эти модели дифференцируются по поколениям и по возрастам».

Классифицируем и анализируем парк

Для того, чтобы проанализировать состав российского парка легковых автомобилей, можно упростить ситуацию с количеством брендов и убрать 107 марок в категорию «прочие». Все эти 107 марок насчитывают менее 10 000 машин каждая, а совокупно их парк составляет всего лишь 0,003% от всего автопарка страны.

«Есть еще 20 автомобильных марок, каждая из которых имеет парк машин в размере до 100 тыс. ед., — продолжает Александр. — В эту категорию попадают такие бренды, как Infiniti, , , . Но на эти 20 марок приходится только 2% от всего российского автопарка».

Таким образом, 98% парка занимают марки, которые насчитывают более 100 000 машин. И таких марок — 39. А если сегментировать дальше, то окажется, что за последний год только у 22 марок аналитики «Автостат Инфо» зафиксировали продажи новых машин в размере более 1000 ед. и у 28 — вообще были какие-либо новые продажи. «Из них 11 марок — это бренды, автомобили которых когда-то активно продавались на российском рынке, и за их счет в те годы и рос парк страны — объясняет Александр. — Теперь многие из них уже ушли с рынка продаж новых авто». Так, к примеру, больше не производятся и не продаются легковые автомобили «ГАЗ», а раньше продавались в солидных объемах. То есть в парке таких машин еще много, но они все очень возрастные, а так как новых легковушек «ГАЗ» больше не продается, доля таких машин в автопарке постоянно уменьшается.

В итоге в автопарке России остается лишь 22 марки, которые показывают достаточно высокую активность на рынке новых машин, а также в целом 28 брендов, за которыми числятся какие-либо продажи вообще.

Марки с высокой активностью

«Из этих 22 активных марок — два российских бренда и «», а остальные 20 — иномарки, — уточняет Александр. — Тогда получается, что две российские марки занимают 33% в российском автопарке, а на 20 марок иностранных производителей приходится почти 51% парка».
И если рассматривать парк по стране происхождения бренда, получается, что 18% всего парка приходится на 7 японских марок: , , , , , , . В два раза меньшую долю (9%) занимают две корейские марки и . Четыре немецких бренда имеют парк в размере 3,4 млн машин. Другие европейские марки (кроме Германии) составляют 3,1 млн машин. И еще менее 3 млн автомобилей в парке — это машины двух американских марок и . Парк этих марок в дальнейшем, скорее всего, будет показывать незначительные темпы прироста, так как у Chevrolet в России остался только ограниченный ассортимент машин с весьма высокими ценниками, а Ford и вовсе уходит с российского рынка легковых автомобилей. «Таким образом, в ближайшем будущем оба этих бренда прекратят свое развитие в контексте автопарка», — отмечает Александр.
Что примечательно, в списке активных брендов, пусть и в самом его конце, есть китайская марка . То есть зарегистрированный парк этого бренда уже превышает 100 тыс. машин, и он будет в дальнейшем расти, так как продажи марки превышают 1000 ед. авто за последний год.

Итак, распределение парка активных марок по стране происхождению выглядит так:

Российские бренды — 2 марки, доля рынка в 33%.

Японские бренды — 7 марок, 18%.

Европейские марки — 8 марок, 16% парка.

Корейские марки — 2 марки, 9%.

Американские -2 марки, их рост в парке ожидаемо остановится

Один китайский бренд, доля которого в автопарке пока далека от 1%.

Таким образом, получается, что, хотя и автопарк России на 33% состоит из машин отечественных марок, их активно догоняют азиатские бренды (их доля 27%), а «европейские» пока еще отстают с долей в 16%.

Активный автопарк России в особенности целесообразно изучать и анализировать на региональном уровне. Важно изучать его марочную и возрастную структуру и, конечно же, модельный состав. Это необходимо для того, чтобы понимать, какие именно автомобили нужно обслуживать СТО в конкретном регионе.

Зная структуру и особенности парка региона, автосервисы могу эффективно управлять закупками автозапчастей и не накапливать «неликвид».

Такой анализ помогает СТО лучше адаптировать свою материально -техническую базу, обучить сотрудников работе с конкретными марками автомобилей, а также приобрести именно то оборудование и инструмент, которые позволят обслуживать все автомобили, которые и приезжают на сервис. А значит, так можно сэкономить на нецелевых обучающих курсах и программах и не тратить средства на неподходящее оснащение.

Понимание особенностей автопарка помогает четко настроить маркетинговые активности, с учетом целевой аудитории и ее потребностей и не «сливать» бюджет на неэффективную рекламу.

Обзор парка РС / 01.07. 2019 г. / Россия