Раньше, когда я был маленький, мы с друзьями оценивали машину по максималке. Потом, когда мы подросли, стало понятно, что максималка не так уж и важна, потому что до 200 км/ч все равно разгоняться негде. Потом мы получили права, стали гоняться и стало понятно, что решающую роль в споре, чья машина быстрее, играет разгон до сотни. Чем быстрее, тем круче.

Сегодня, мне кажется, по скорости уже не загоняются ни водители, ни производители, поэтому слова «быстро» и «резво» в данном тексте будут скорее относительными, чем абсолютными. Да и стоимость машины я решил ограничить вменяемыми полутора миллионами рублей.

10,7 секунды до 100 км/ч Сегодня любая машина, которая выезжает из 10 секунд считается как бы быстрой. При этом показатель в 11-12 секунд вовсе не считается позорным, ведь многие кроссоверы именно так и едут.

Но совсем уж «тормозов», которых даже «Жигули» на светофоре сделают, я оставлю вне зачета и начну с машин, которые могут разогнать до 100 км/ч за 10,7 секунды. По крайней мере, по официальным паспортным данным производителя.

Начнем с Hyundai Creta. 1.6-литровые версии довольно овощные, не выходят даже из 12 секунд. А вот 2,0-литровая «Крета» может похвастаться разгоном до 100 км/ч за 10,7 секунды. На механике таких машин нет, только с автоматом. И есть ещё один важный момент. Полноприводные модификации медленнее на 0,6 секунды и едут уже за 11,3 секунды. В общем, если хотите самую быструю «Крету», надо брать 2,0-литровую версию на автомате с передним приводом. Она доступна, только начиная со средних комплектаций и обойдется минимум в 1 190 000 рублей, хотя и максималка укладывается в оговоренные 1,5 миллиона.

Дальше поговорим о китайском конкуренте «Креты» — Geely Atlas. Он такой же быстрый. Но, так как «Атлас» больше и тяжелее, ему, чтобы быть таким же шустрым, нужно больше мощности. Поэтому за 10,7 секунды он разгоняется только с 1,8-литровым турбированным мотором мощностью 184 л.с. Как и у «Креты», эта самая мощная модификация идет только с автоматом и только, начиная со средних комплектаций. Примечательно, что производитель указывает данные разгона до 100 км/ч только для полноприводной модификации, а ведь моноприводный «Атлас» с таким же мотором должен быть быстрее. И он обойдется минимум в 1 439 990 рублей. Полноприводная версия ровно на 100 тысяч дороже.

За такое же время разгоняется до сотни Nissan Terrano с 2,0-литровым мотором, механикой и полным приводом. Как мы знаем, Terrano — это тот же Duster, но Duster с такими же агрегатами по паспорту значительно быстрее (о нём позже). Да и Kaptur будет быстрее. В общем, странно, почему так, но факт остается фактом. Самый быстрый Terrano доступен, начиная со средней комплектации.

Ещё одна машина в клубе 10,7 — это Skoda Kodiaq. Вообще говоря, «Кодиак» довольно быстрый, у него есть версии, которые разгоняются до сотни и за 7,8 секунд, но они дорогие. А в 1,5 миллиона укладывается одна единственная базовая комплектация с 1,4-литровым турбированный 125-сильным мотором на механике. Обойдется она в 1 389 000 рублей.

10,6 секунды до 100 км/ч Теперь о машинах, которые разгоняются на 0,1 доли секунды быстрее. В жизни такую разницу заметить сложно, но тем не менее. Начнем с Hyundai Tucson. С 2,0-литровым 150-сильным мотором, передним приводом и механикой он разгоняется как раз за 10,6 секунды. К слову сказать, такой машина может быть только в базе за 1 444 000 рублей. Модификации с автоматом, автоматом и полным приводом, механикой и полным приводом будут и медленнее, и дороже. А более мощные версии, которые быстрее, будут стоить уже около 2 миллионов и дороже.

За такое же время разгоняется Citroen C3 Aircross с 1,2-литровым 110-сильным турбомотором и 6-ступенчатым автоматом. Механики с таким мотором не бывает, как и полного привода, так что базовая комплектация Live с таким двигателем обойдется в 1 325 000 рублей. А в 1,5 миллиона укладывается и максимальная версия Shine.

Помимо «корейца» и «француза» за 10,6 секунды разгоняется китайский кроссовер Hawtai Boliger, который сзади похож на Porsche Cayenne первого поколения. В движение он приводится 1,8-литровым турбомотором мощностью 160 л.с. В паре с ним работает 5-ступенчатая механика или 4-ступенчатый автомат. С автоматом машина гораздо медленнее, а с механикой как раз укладывается в 10,6 секунд. Машина уже уходит с российского рынка, но купить её все ещё можно в единственной комплектации Luxe за 939 800 рублей.

10,5 секунды до 100 км/ч 10,5 — это самый многочисленный клуб кроссоверов. За это время, например, разгоняется Kia Sportage с 2,0-литровым мотором на механике с передним приводом. На автомате будет медленнее на 0,6 секунды. На механике с полным приводом снова медленнее, потому что полный привод добавляет массы. Да и дороже оговоренных полутора миллионов получится. В общем, если не считать дорогих 177 и 185-сильных модификаций, базовая версия с передним приводом и механикой за 1 389 900 будет самой быстрой.

За те же 10,5 секунды до 100 км/ч разгоняется Renault Kaptur с полным приводом, механикой и 2,0-литровым 143-сильным бензиновым мотором. Такие машины есть уже, начиная со второй комплектации. Минимальная цена — 1 139 990 рублей, а максимальная — 1 284 990. Версии с 1,6 CVT и 2,0 АКПП значительно медленнее.

Третий — Volkswagen Tiguan. У него точно такой же 1,4-литровый турбомотор мощностью 125 л.с. и 6-ступенчатая механика, как у Skoda Kodiaq, но Tiguan чуть меньше, поэтому легче и соответственно быстрее на 0,2 секунды. Как и в случае со «Шкодой» по цене нам подходит только базовая модификация с передним приводом по цене от 1 399 000 рублей.

Четвертым выступает китаец, новинка этого года — Chery Tiggo 7. Базовая модификация с 1,5-литровым турбомотором мощностью 152 л.с., 6-ступенчатой механикой и передним приводом оказывается самой быстрой. У более богатых и дорогих версий под капотом 2,0-литровый атмосферник (122 л.с.) с вариатором и спортом там не пахнет. Комплектация Sport с турбомотором обойдется в 1 199 900 рублей.

10,3 секунды до 100 км/ч Вот мы и добрались до пятерки самых быстрых кроссоверов, но на пятом месте никого. А вот четвертое место делят две машины. Renault Duster и Mitsubishi Eclipse Cross.

Самый быстрый «Дастер» — это все тот же двухлитровый мотор на 143 л.с., 6-ступенчатая механика и полный привод. Примечательно, что «Дастер» обходит и своего брата-близнеца Nissan Terrano (по паспорту аж на 0,4 секунды), и своего кузена «Рено Каптюр» (на 0,2 секунды). Я не знаю, чем вызвана такая разница, потому технически все три машины идентичны, но по паспортным данным всё именно так. И да, самый быстрый Duster обойдется минимум в 962 990 рублей. Это, надо сказать, самое выгодное предложение после китайца Hawtai Boliger и ещё одной машины, которая будет дальше. Но у «Дастера» есть ещё и полный привод.

Mitsubishi Eclipse Cross косит под спортсмена, так что его место в пятерке самых резвых выглядит оправданно. Под капотом будет стоять 1,5-литровый 150-сильный мотор и 6-ступенчатая механика. Привод будет передний, комплектация самая базовая, а цена 1 459 000 рублей. Следующая по стоимости машина будет дороже 1,5 миллиона рублей и к тому же с вариатором, который тормозит на целых 0,8 секунды.

Третье место

На третьем месте Zotye Coupa, которая разгоняется до 100 км/ч за 10 секунд ровно. Вообще в технических характеристиках указано, что за это время Coupa разгоняется и в паре с 5-ступенчатой механикой, и в паре с 6-ступенчатым автоматом. Мне лично верится с трудом, что время разгона действительно идентично, но с паспортными данными я спорить не буду. В движение машина приводится 1,5-литровым турбомотором мощностью 143 л.с. Привод исключительно передний. За машину с механикой придется отдать 1 100 000 рублей, за машину с автоматом на 110 000 больше, а топовая версия обойдется в 1 350 000 рублей.

Второе место

На втором месте новенький Nissan Qashqai. С 2,0-литровым атмосферным мотором мощностью 144 л.с., передним приводом и 6-ступенчатой механикой он делает сотню за 9,9 секунды. Весьма резво для почти полуторатонного кроссовера. Такую версию можно купить в первых четырех комплектациях, но нам по карману только базовая за 1 423 000 рублей. Версия с вариатором тоже укладывается в бюджет (1 484 000), но у нее разгон будет чуть медленнее — 10,1 секунды.

Первое место

На первом месте снова китаец и снова Zotye. Причем даже более старая модель — Zotye T600. У машины может быть два мотора: 1,5-литровый турбо (149 л.с.) и 2,0-литровый турбо (177 л.с.). Первый идет в паре только с 5-ступенчатой механикой и разгоняется до 100 км/ч за 9,76 секунды, а второй идет в паре только с 6-ступенчатой роботизированной коробкой передач (по типу DSG) и разгоняется до сотни за 9,32 секунды. И та, и другая версия будут самыми быстрыми.

Версию с 1,5Т можно купить за 882 000 рублей, а версий с 2,0-литровым турбированным двигателем уже может и не быть, потому что они выпускались до 2017 года включительно и сейчас распродаются остатки за 1 228 880 рублей.

На мой взгляд, рейтинг получился довольно показательный по трём причинам. Во-первых, очевидно, что цена не имеет решающего значения. Я бы даже сказал, что она вообще ничего не значит. Дороже — не значит быстрее. Самая быстрая машина, например, оказалась и самой дешевой. Да и «Дастер», который на четвертом месте, не из дорогих.

Во-вторых, чаще именно базовая версия на механике оказывается самой быстрой, потому что в комплектациях побогаче механика не предлагается в принципе. В-третьих, удивили китайские машины. Их в списке оказалось аж пять.

Обзор рынка: Какую машину купить на среднюю российскую зарплату

Новости авто: Первую партию новых кроссоверов Renault раскупили за 3 часа