В 2016 году на 1-й Сельскохозяйственной улице в Москве произошло ДТП — водитель легкового автомобиля при выезде из двора не уступил дорогу трамваю, и произошло столкновение. В итоге ГУП «Мосгортранс» выставило ему иск на 1,5 миллиона рублей.

ДТП, судя по всему, было незначительным — стоимость ремонта составила около 36 тысяч рублей, были повреждены левая стойка, передняя облицовка и облицовка левой фары. Но «Мосгортранс» требует также взыскать утрату товарной стоимости (УТС).

Размер УТС по утвержденной Минюстом методике рассчитывается от стоимости нового транспортного средства. Трамвай «Витязь-М» тогда был новым (он вышел на линию за несколько дней до ДТП), а его стоимость составила 95 миллионов рублей. С учетом коэффициента 1,55 УТС составила 1,46 миллиона рублей.

«Мосгортранс» обратился в независимую экспертизу, а затем в суд, который подтвердил законность требований. Сейчас автовладелец пытается оспорить его решение.

Ситуацию осложняет тот факт, что у виновника ДТП не оказалось полиса ОСАГО, поэтому всю сумму придется выплачивать ему. Однако максимальная сумма выплаты по полису составила бы 400 тысяч рублей, чего все равно бы не хватило. Однако страховая компания могла бы оспорить законность взыскания суммы УТС.

В Минюсте сообщили, что методика оценки УТС действительно может учитывать стоимость нового транспортного средства, но никаких способов расчета УТС для трамваев в ней не содержится, поэтому методику нельзя было использовать в этом случае.

В аналогичных случаях транспортные предприятия других городов УТС не взыскивают. Например, в Санкт-Петербурге «Горэлектротранс» взыскивает с виновников ДТП только ту сумму, которая была затрачена на ремонт. В результате за 4 года было подано 362 иска, но общая сумма составила лишь 5,2 миллиона рублей (менее 15 тысяч рублей каждый).

Читайте также